Садао Имаи / владелец Imai Collection, Хоккайдо, Япония
В его частной коллекции находится более 500 фотокамер и объективов Nikon, собранных за последние 45 лет.
Коллекцией фотокамер и сопутствующих товаров Imai Collection* владеет Садао Имаи, известный коллекционер продукции Nikon. Эта коллекция настолько обширна, что с легкостью затмевает 15-метровую витрину с фотокамерами в официальном музее Nikon. Коллекция занимает три этажа в 4-этажном здании; экспонаты в ней выставлены в музейных витринах общей длиной 170 м. На каждом этаже яблоку негде упасть от фотокамер и объективов, которые вызовут зависть любого энтузиаста-фотографа, включая, среди прочего, исторические шедевры от Hasselblad, Linhof, Makina и Leica. По размерам и качеству собранных экспонатов Imai является лучшей частной коллекцией.
Основу Imai Collection составляет продукция Nikon, горячо любимая коллекционером. В коллекции представлены более 500 фотокамер и объективов. Помимо обычных моделей — от Nikon Model I до новейших цифровых фотокамер, — в коллекции можно найти редкие, изготовленные по специальным заказам продукты и выставочные образцы. В коллекции представлены аксессуары и рекламные товары, не предназначенные для продажи, а также контурный проектор и микроскоп производства Nikon.
*Частная коллекция, закрытая для широкой публики.
Я начал коллекционировать фотокамеры, которыми хотел пользоваться, и не заметил, как коллекция разрослась до более чем 2800 предметов. Я поставил огромные витрины во всю стену на трех этажах, но и они заполнились. Я не собирался становиться коллекционером. Просто вместо того, чтобы обменивать старые камеры на новые, я всегда оставлял себе старую камеру в качестве запасной. А поскольку камер становилось все больше, мне приходилось покупать к ним объективы. Так и появилась коллекция.
Когда мне было чуть за 30, я основал компанию по производству и продаже снегоплавильного оборудования и спустя несколько лет добился успеха на этом поприще. А поскольку свободного времени было все меньше, я забросил фотографию. Но зато во время многочисленных командировок в Осаку и Токио я начал заходить в магазины, торгующие подержанной фототехникой. И если мне что-то нравилось, я это покупал. Моя коллекция росла параллельно с моим бизнесом. Тогда все продавалось за наличные, и мне приходилось долго копить, чтобы купить понравившуюся вещь. Возможно, я так далеко зашел именно потому, что мне нравились камеры Nikon.
Но я коллекционирую не только фотокамеры. У меня, например, есть 80-летний Bentley и Porsche 911, который я купил лет пять назад; фонограф Эдисона; токарный станок Myford, с которого были скопированы многие японские станки; ламповый усилитель, собранный моим другом, и динамики Altec Lansing. В коллекцию Imai Collection вошли памятные вещи, ставшие знаковыми в моей жизни.
Nikon F — единственная камера, способная пережить суровые зимы на Хоккайдо
Снимок паровоза, сделанный г-ном Имаи во времена его увлечения железными дорогами.
В юности я любил рисовать. Я написал несколько акварелей, но живопись требует много времени и денег. В старших классах я вступил в фотокружок и понял: «Это мое! Я могу рисовать с помощью фотоаппарата!» Так я стал фотографом.
В молодости я любил снимать паровозы, пробивающиеся по заснеженным путям. Я думаю, я был одним из первых любителей поездов; в Японии их называют «тет-чан». Однако моя тогдашняя камера плохо справлялась с низкими температурами, затвор не всегда работал ровно, что приводило к проблемам с выдержкой. В фотомагазине продавец мне сказал, что зимой на Хоккайдо выживает только Nikon. В то время все обсуждали высокие характеристики Nikon — ведь говорили, что Nikon был выбран для высадки на Луну экипажа «Апполон-15». Тогда я купил свой первый Nikon — Nikon F.
Nikon F работал замечательно, как и обещали, даже на заснеженных полях Хоккайдо. Теперь я мог фотографировать паровозы сколько угодно. Чаще всего я пользовался объективами NIKKOR. Я делал красивые снимки, показывающие четкий черный контур паровоза и густой дым из его трубы.
Коллекционирование Nikon в течение 45 лет
Слева направо: COOLPIX P900, Nikon F2 Photomic A и Nikon F3.
Сравнение старых и новых 2000-мм объективов: COOLPIX P900 (2015) теряется на фоне Reflex-NIKKOR 2000mm f/11 (1972).
Мое увлечение начало превращаться в коллекционирование, еще когда я пользовался Nikon F и Nikon F2. Существовало несколько вариантов модели F2 и большое число аксессуаров. Эту камеру можно модифицировать бесконечно. И я поддался на это. Так и началась коллекция.
Я коллекционирую фотокамеры Nikon более 45 лет. Когда я впервые обратился к продавцам фототехники, меня никто не знал. Но постепенно, на протяжении двух десятилетий, я стал известен как настоящий коллекционер. Это означало, что я мог просить продавцов следить за редкими новинками от Nikon. Дилеры и продавцы, даже в Гинзе, вспоминали обо мне, когда видели нужный мне Nikon. Они звонили мне и спрашивали, не заинтересует ли меня та или иная модель. Таким образом эти редкости попадали в мою коллекцию. Конечно, их редкость означала высокую цену.
После того, как я стал известным знатоком фотокамер, ко мне стали обращаться люди, которые хотели, чтобы я начал заниматься их коллекциями. Думаю, именно доверие серьезных коллекционеров подтолкнуло меня к тому, чтобы заняться коллекционированием всерьез.
Объектив AI NIKKOR 85mm f/1.4S.
Фотокамера Fisheye 1957 года выпуска с фиксированным полусферическим объективом «рыбий глаз» была найдена случайно в магазине подержанной фототехники.
Еще лет десять назад я хранил камеры в картонных коробках. Но мне было жаль держать их в коробках, и я заказал эти стеклянные витрины для своей коллекции. Я начал категоризировать и расставлять их. Чтобы заполнить все 170 метров витрин, мне понадобился почти год. В ходе создания Imai Collection я получил возможность поближе познакомиться с каждым экземпляром. В конце концов, коллекционирование — это мое увлечение. Когда я хочу поднять себе настроение, я сажусь перед витриной и беру в руки Nikon Model I или слушаю звук затвора Nikon F. Я так могу сидеть часами. Это помогает мне забыть о суете повседневной жизни. Иногда у меня бывают интересные разговоры с друзьями на эту тему. Я думаю, что хобби помогает с удовольствием провести время. Ты полностью погружаешься в предмет и забываешь о времени.
И хотя я создал Imai Collection для себя, я иногда приглашаю друзей и знакомых посмотреть на нее. Но не для того, чтобы похвастаться. Я просто хочу посмотреть, правильно ли я все сделал. Я хочу знать, имеет ли ценность моя коллекция.
Невероятно редкий стереообъектив Stereo-NIKKOR 3.5cm f/3.5 с байонетом Nikon S для съемки стереоизображений.
Эта британская фотокамера Compass Camera, имеющая размеры 57 x 70 мм, поставлялась в комплекте со штативом, спусковым тросиком и пленкой. Ее изготовлением занималась швейцарская часовая компания.
Сейчас моя любимая камера — COOLPIX P900. Мне нравятся ее мощные формы. В руках она ощущается как зеркалка с объективом. Такой и должна быть настоящая фотокамера. Прекрасный зум, до 2000 мм. В ней вообще есть все, что нужно.
Следующей я бы назвал Nikon F2. Nikon F — отличная камера, но иногда ею сложно пользоваться. Чтобы устранить эти недостатки, Nikon создал F2. Существует несколько вариантов видоискателей, которые устанавливались на эту камеру. Мне особенно нравится Nikon F2 Photomic A; она совместима с системой AI, поэтому с ней можно использовать различные объективы.
За ней следом идет Nikon F3. Эта была первая флагманская фотокамера с электронным затвором и автоматическим режимом контроля экспозиции с приоритетом диафрагмы. Она почти идеальна и очень красива. Если вы, как и я, хотите вручную настраивать все параметры — диафрагму, выдержку и глубину резкости, — эта камера для вас.
Что касается объективов, мне нравится AI NIKKOR 85mm f/1.4S. Он идеально подходит для портретной съемки. Мне также нравятся объективы 135 и 55 мм, созданные примерно в то же время. На самом деле, все объективы NIKKOR, созданные в эти годы, просто превосходны.
Я большой поклонник Nikon и Nippon Kogaku*, поэтому я собираю все, на чем стоит логотип Nikon. У меня есть микроскоп с двумя фотокамерами и большой контурный проектор. Есть у меня и фирменные календари лет за сорок. Есть и странности, например рисовое печенье сэмбэй с логотипом Nikon. Я купил его лет 30 назад в кондитерском магазине Kibundo (на улице Когаку, на которой стоит завод Nikon Oi). У них было только две коробки, и я купил обе. Одну я разделил с другом, а вторая до сих пор стоит, не открытая, на витрине. Есть даже вино Nikon — такое не каждый день увидишь. А этот ремень на мне сделан в США, но не для продажи. И так далее. В моей коллекции множество любопытных вещиц.
*Nippon Kogaku Kogyo Kabushikigaisha (акционерное общество «Японская оптическая компания») — оригинальное юридическое название Nikon Corporation.
Посетители получали в подарок это печенье, выпекавшееся в Kibundo — небольшом магазине рядом с заводом Nikon в токийском районе Ои.
По всей стене развешаны календари Nikon.
Коллекция включает огромное количество не предназначавшихся для продажи предметов и рекламных материалов.
Я буду рисовать с помощью фотокамеры!
Архитектурные чертежи нового здания.
Я надеюсь, что они не будут зацикливаться на пикселях и технических параметрах. Важно, чтобы камера делала хорошие снимки, поэтому я надеюсь, что Nikon будет уделять внимание художественным возможностям. Фотокамера прошла длинный путь эволюции и превратилась в записывающий инструмент, способный зафиксировать даже то, что не видит человеческий глаз. Но меня интересуют художественные возможности фотокамеры. Я занялся фотографией, потому что хотел «рисовать» с помощью фотокамеры. Автоматизация всего и вся — не главное. Перед съемкой я хочу сам настроить выдержку, экспозицию и глубину резкости — так, как мне это нравится. Если это будет огромная камера 6 x 6 со штативом, пусть будет так. Главное, чтобы Nikon создавал фотокамеры, позволяющие мне заниматься фотографией для своего удовольствия. Я лично прошу у Nikon создавать камеры, которые позволят мне рисовать.
Я собираюсь перевезти всю Imai Collection в новое здание в моем родном городе Камикава. Принимая это решение, я планировал упаковать все камеры и объективы в коробки и закрыть от посторонних глаз. Будет здорово, если кто-нибудь обнаружит их, скажем, лет через 50 после моей смерти. Будут это для них просто безделушки, или это будет большая радость? Бесценные сокровища, шедевры промышленного дизайна? Но потом я оставил эти планы. Люди говорят, что это будет кощунство; говорят, что хотят увидеть мою коллекцию. Поэтому я решил продать это здание и построить новое в моем родном городе, чтобы выставить в нем всю коллекцию.
Я не планирую открывать ее для посетителей. В дополнение к гаражу для моей коллекции автомобилей я планирую установить витрины в двухэтажном здании для фотокамер и аудиооборудования, измерительных инструментов и передатчиков. Общая длина витрин составит 200 метров — это на 30 метров больше, чем сейчас. Я планирую назвать это Imai Collection 78*¹. А поскольку коллекция стала второй частью моей жизни, я решил назвать здание Yokomichi no Yakata*², что подразумевает путешествие. Я хотел бы думать, что моя коллекция является физическим свидетельством того, чего я достиг — итогом моей жизни.
*¹ Г-ну Имаи 78 лет.
*² Здание не будет открыто для публики.
Г-н Садао Имаи (Sadao Imai)
В первую очередь я хочу поздравить Nikon со всеми достижениями за последние 100 лет. Отличная работа! Бренд Nikon знаменит во всем мире, и Япония по праву гордится им. Nikon Model I поступила в продажу, когда я был еще ребенком, и с тех пор вся моя жизнь была связана с Nikon. С 1948 года Nikon постоянно производит фотокамеры, символизирующие Японию. Я желаю Nikon всегда оставаться гордостью нашей страны и устанавливать стандарты для ведущих производителей.