Nikon Imaging | Россия | Европа

Пять простых рекомендаций по композиции кадра

Вы можете не задумываться об этом, но каждый раз, как вы подносите видоискатель фотокамеры к глазам, вы принимаете решение о композиции кадра. Говоря простым языком, композиция представляет собой выбор элементов и границ кадра. О композиции написано множество книг. И хотя любые два человека одну и ту же сцену снимут по-разному, есть общие рекомендации, которые помогут вам сделать фотографии более интересными и привлекательными.

Правило третей

Правило третей поможет представить ваш объект в самом выгодном свете.

Глядя в видоискатель или на ЖК-монитор своей фотокамеры, мысленно наложите на кадр сетку, похожую на поле для игры в крестики-нолики. Сетка должна разделить изображение на девять квадратов при помощи двух горизонтальных и двух вертикальных линий.

У некоторых фотокамер Nikon даже имеется функция меню, позволяющая накладывать сетку на экран видоискателя или монитора. Эти направляющие линии сетки помогают скомпоновать кадр, на полученной фотографии их не будет.

Обратите внимание на точки пересечения линий. Правило третей говорит о том, что именно в этих точках пересечения лучше всего располагать самые важные элементы вашей композиции. В таком случае изображение станет более энергичным и увлекательным.

Объект не обязательно должен находиться точно в точке пересечения (которую также называют «точкой силы»). Если он достаточно близок к ней, это обеспечит динамичность и оптимальность композиции. Попробуйте несколько разных вариантов композиции, чтобы понять, какой вам больше всего нравится.

Эти же направляющие линии помогут обеспечить правильное расположение горизонта и вертикальных элементов на фото.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

На этом фото на изображение двух крачек наложена решетка; головы птиц располагаются в точках пересечения линий согласно правилу третей.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Фотография двух крачек в зоопарке иллюстрирует правило третей.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

На этом фото направляющие также задают расположение объекта в соответствии с правилом третей.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Изображение сидящего в траве жирафа в зоопарке отлично иллюстрирует применение правила третей для создания эффектной композиции.

Где расположить линию горизонта в композиции

Большинство фотографий выглядит лучше, если линия горизонта располагается не прямо по центру кадра, а немного выше или ниже его середины. Исключение составляет съемка отражения. В этом случае расположение линии горизонта точно посередине кадра оправданно, поскольку создает симметричную композицию: основное изображение — в верхней половине кадра, его отражение — в нижней.

© Дайан Беркенфельд

D100, объектив AF VR Zoom-NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6D ED, 1/5s, f/22 ISO 200, точечный замер, ручная фокусировка.

Если вы фотографируете пейзаж, расположите линию горизонта ближе к верхней или, как в данном случае, нижней части кадра.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Обычно линию горизонта следует располагать ближе к верхней или нижней части кадра, а не прямо в середине. Но если вы снимаете предметы и их отражения, это правило можно нарушить.

Построение кадра

При фотографировании людей и животных постарайтесь, чтобы они смотрели на вас. При съемке движения оставьте больше места с той стороны кадра, куда движется объект съемки. Это смотрится естественнее и дает зрителю ощущение движения и истории, запечатленной в кадре. Расположите максимальное открытое пространство в кадре с той стороны, куда смотрит объект съемки.

© Дайан Беркенфельд

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/640s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

© Дайан Беркенфельд

На этом изображении плывущий черный лебедь расположен прямо по центру, и композиция выглядит не слишком интересной.

© Дайан Беркенфельд

Обрезав изображение, мы переместили птицу в правую верхнюю часть кадра, и фотография сразу же стала намного более увлекательной.

В окончательном варианте лебедь словно вынуждает взгляд зрителя скользить по кадру — это достигается благодаря соблюдению правила «оставляйте больше пространства впереди объекта». © Дайан Беркенфельд

Направляющие линии

При съемке зданий и других прямолинейных объектов формируйте изображение таким образом, чтобы архитектурные элементы заставляли взгляд зрителя двигаться по кадру. Такими направляющими линиями могут быть основные объекты кадра, либо они могут использоваться для направления взгляда зрителя к конкретной области фотографии — важной фокальной точке.

Кривые линии также могут создавать любопытные композиции. Они призваны привлекать внимание зрителя к различным частям кадра. Кривые могут быть как основным объектом кадра, так и (подобно направляющим линиям) средством подчеркнуть фокальный элемент.

© Дайан Беркенфельд

D100, объектив AF-S VR Zoom-NIKKOR 24-120mm f/3.5-5.6G IF-ED, 1/60s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, программный режим экспозиции.

Изображение демонстрирует, как кривые линии объекта могут направлять взгляд зрителя в нужные точки кадра, следуя их расположению.

© Дайан Беркенфельд

D100, объектив AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, 1/90s, f/5, ISO 320, матричный замер, программный режим экспозиции.

Выраженные направляющие линии этого изображения ведут взгляд зрителя с правой стороны кадра к левой, вдоль коридора.

Узоры и текстуры

Объекты с повторяющимися узорами тоже могут эффектно смотреться на фотографиях. Как природные, так и созданные человеком узоры могут стать основой удачной композиции. Внимательно взгляните на объекты кадра, чтобы обнаружить подходящие повторяющиеся элементы. Например, вы можете смотреть на ящик с яблоками и не видеть в нем ничего особенного — но при правильном выборе композиции можно создать повторяющийся узор из цветов и форм. Также обращайте внимание на отклонения от шаблона. Что, если все яблоки в ящике красные, но кто-то положил сверху одно желтое? Мы получим повторяющийся узор с отклонением от шаблона (желтое яблоко), которое станет притягивать взгляды.

Текстуры также могут играть вам на руку. Приближайте объект за счет использования зума или макрообъектива. При съемке узора или текстуры не обязательно захватывать объект в кадр полностью. Текстуры могут быть мягкими, как перья птицы, или жесткими, как отслоившаяся краска или волокна древесины.

Ржавчина и отколотая краска на рыбацкой лодке служат отличным примером грамотной подачи текстур. Яркий солнечный свет, освещающий лодку, подчеркивает текстуры нескольких слоев отстающей краски и ржавчины.

© Дайан Беркенфельд

D3X, объектив AF-S DX Micro NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR, 1/200s, f/7,1, ISO 160, матричный замер, программный режим экспозиции.

Смотрите внимательнее

Большинство людей, рассматривая фотографию, не думают о композиции, но они всегда замечают, когда она вызывает более яркие впечатления, даже если не знают, почему именно. Для улучшения навыков создания композиции внимательно рассмотрите фотографии мастеров, которые вам нравятся. Обращайте внимание на то, как они располагают объекты в кадре. Оцените выбор заднего плана. Что попало в кадр, а что могло остаться за ним? После этого просмотрите свои фотографии и подумайте, что можно в них улучшить за счет изменения композиции.

Эти рекомендации служат всего лишь отправной точкой. Помните: для каждого правила существуют исключения. Не бойтесь выйти за рамки правил, если это сделает ваши фотографии более увлекательными.


Текст статьи и изображения предоставлены Дайан Беркенфельд.