Как фотографировать насекомых и другие миниатюрные создания

© Линдсей Сильверман, D300S, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, 1/100 с, f/8, 200 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер.

© Дайан Беркенфельд, D800, AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR, 1/500 с, f/16, 1400 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер.
Науке известно более миллиона видов насекомых, живущих на нашей планете, и многих из этих крошечных созданий можно встретить прямо за порогом вашего дома. Кстати, все насекомые относятся к типу членистоногих. Отличительными чертами насекомого являются сегментированное тело, шесть ножек, две антенны, сложные глаза и в некоторых случаях крылья. Есть и другие существа, например пауки и скорпионы, которые также являются членистоногими, но не относятся к насекомым. Фотосъемка насекомых и других миниатюрных созданий может доставлять большое удовольствие. Чтобы открыть целый новый мир с помощью макросъемки, не нужно далеко отходить от дома.
Вот несколько полезных рекомендаций по макросъемке.
Первое из основных правил макросъемки — поближе подобраться к объекту. Для фотосъемки насекомых нужен макрообъектив, позволяющий фокусироваться на очень близком расстоянии до объекта. С помощью макрообъектива (такие модели, выпускаемые компанией Nikon, носят название Micro-NIKKOR) можно фотографировать миниатюрные объекты практически в натуральную величину.
Также вам понадобится штатив, чтобы обеспечить устойчивость фотокамеры. Это особенно важно в случае использования телеобъектива или длинной выдержки. Если фотокамера установлена на штатив, идеальным методом съемки будет спуск затвора с помощью спускового тросика. Некоторые фотографы, работающие с цифровыми зеркальными фотокамерами, также блокируют зеркало в поднятом положении перед спуском затвора. Это еще больше повышает устойчивость фотокамеры. Если у вас нет спускового тросика, можно вместо него использовать режим автоспуска фотокамеры.
В зависимости от расстояния съемки можно захватить в кадр насекомое целиком или какую-нибудь часть его тела, например голову или антенны. Будьте осторожны: многие насекомые кусаются!

© Линдсей Сильверман, D3, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED, 1/30 с, f/11, 200 единиц ISO, приоритет диафрагмы, центровзвешенный замер.

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/100 с, f/5, 800 единиц ISO, программный режим экспозиции, матричный замер. Для съемки отлично подходят медленно движущиеся насекомые, такие как этот богомол. Фотографу удалось проследить за тем, как он обходил ограду, и снять целую серию кадров с различными ракурсами.

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/1600 с, f/10, 800 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер. При съемке макрообъективом с фокусным расстоянием 40 мм необходимо вплотную приблизиться к объекту, но большинство насекомых во время сбора нектара не обращают внимания на близость фотокамеры (и фотографа).

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/1250 с, f/10, 800 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер. Если вы не хотите рисковать, снимая насекомых с помощью макрообъектива, можно начать с созданий, которые не смогут вас укусить. Чем короче фокусное расстояние макрообъектива, тем меньше должно быть фактическое расстояние до объекта съемки, что необходимо учитывать при выборе объектива для работы.
Насекомые обладают невероятными телами, и одна из целей макросъемки природы состоит в том, чтобы показать их удивительную жизнь во всех ее красках и деталях. Чтобы получить хороший макроснимок, фотограф фокусируется на глазах, ножках и телах этих крошечных существ, а также на деталях их миниатюрного мира. Например, фотография паука, затаившегося в центре паутины, может поведать более интересную историю.
Важную роль в композиции играет цвет фона. Если объект съемки имеет темный цвет, присущий многим насекомым, то на светлом нерезком фоне он будет хорошо выделяться и привлекать внимание зрителя.
Прием, позволяющий выделить насекомое на окружающем фоне, состоит в использовании малой глубины резко изображаемого пространства. Глубиной резко изображаемого пространства называется размер находящейся в фокусе области перед главным объектом съемки и за ним. Глубина резко изображаемого пространства определяется настройкой диафрагмы. Малые значения диафрагмы, например f/2,8, приводят к малой глубине резко изображаемого пространства, что позволяет точно сфокусироваться на объекте, оставив фон нерезким.
Другой прием, который используют фотографы, состоит в съемке ярко освещенного объекта на темном фоне. Если экспонировать хорошо освещенный объект, например при ярком дневном свете или с заполняющей вспышкой, темный фон получится недоэкспонированным и будет выглядеть почти черным. Это позволяет получить равномерный темный фон, на котором объект будет четко выделяться.
Но если и объект, и фон ярко освещены, насекомое может быть непросто различить на снимке. В таком случае можно разместить за насекомым какой-нибудь предмет, например кусок ткани или лист бумаги, который сыграет роль переносного студийного фона и поможет выделить объект и сделать его различимым.
Насекомые более активны в теплую погоду: фотографируйте их рано утром или вечером, когда прохладнее, и они будут более медлительными. Естественное освещение в это время суток также является более выигрышным.

© Кристина Курцке
D3S, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED, 1/1000 с, f/5,6, 200 единиц ISO, ручной режим экспозиции, матричный замер.

© Кристина Курцке
D3S, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED, 1/1000 с, f/5,6, 200 единиц ISO, ручной режим экспозиции, матричный замер. Это тот же снимок пчелы на цветке, что и слева, но после кадрирования. Изображение можно компоновать во время съемки, однако вы также можете кадрировать его или иным способом поэкспериментировать с ним на компьютере.
Как и в других жанрах фотографии, простота композиции изображения может обеспечить наиболее впечатляющие и интересные результаты. Терпение и упорство обязательно будут вознаграждены. Результаты макросъемки в наибольшей степени зависят от оптимальной глубины резко изображаемого пространства и выделения объекта.

© Кристина Курцке, D300, AF-S DX Zoom-NIKKOR 18-135mm f/3.5-5.6G IF-ED, 1/50 с, f/7,1, 200 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер.

© Дайан Беркенфельд, D5100, AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II, 1/1000 с, f/5,6, 400 единиц ISO, программный режим экспозиции, матричный замер. За счет добавления в композицию дополнительных элементов удалось получить более интересный снимок, чем если бы на фотографии была изображена только сама рыбка.

© Линдсей Сильверман, D7000, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/125 с, f/7,1, 400 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер. Если приблизиться к объектам, находящимся за стеклом, можно получить прекрасные снимки. Будьте осторожны с бликами, создаваемыми стеклом. Чтобы они не появлялись на снимках, измените угол съемки или воспользуйтесь поляризационным фильтром.