• Nikon Imaging
  • |
  • Россия
  • |
  • Европа

Основные советы по съемке зрелищных закатов

Закаты принадлежат к числу наиболее популярных объектов фотосъемки и открывают перед фотографами широкие возможности для творчества. Даже после того как солнце скрылось за горизонтом, сумеречный свет, подсвечивающий небо еще примерно 20 минут, порой позволяет получить совершенно восхитительные результаты. Воспользуйтесь нашими рекомендациями, чтобы наилучшим образом запечатлеть эти волшебные моменты.

©Нил Фримэн | Nikon School

• Чтобы предугадать благоприятные условия для съемки заката, можно наблюдать за облаками. Наилучшим вариантом являются высокие прерывистые облака, между которыми имеются большие промежутки: каждое отдельное облако вносит свой вклад в игру света и цвета, что способствует созданию зрелищного визуального рисунка. А вот сплошные, слоистые облака являются неблагоприятным знаком. Также нередко можно рассчитывать на красивый закат в дождливый день: если дождевые облака начинают расходиться незадолго до заката, у вас есть неплохие шансы поймать удачный кадр.

• Снимая закат, нельзя медлить: у вас может быть около 20 минут на съемку, и с каждой минутой картина может резко меняться из-за характера отражения света от различных объектов и изменения его интенсивности. Очень важно заблаговременно подготовиться к съемке — если долго возиться с установкой штатива, можно упустить самое интересное.

• Как правило, для создания по-настоящему эффектных изображений заката недостаточно одного лишь закатного неба: наличие в кадре объектов переднего плана, например фигур, теней, деталей или текстуры, а также птиц и облаков в небе может оживить сцену и сделать весь снимок более интересным и глубоким.

• Поскольку время экспонирования обычно составляет больше одной секунды (если солнце уже скрылось за горизонтом), необходимо по возможности предотвратить дрожание фотокамеры, то есть использовать штатив и кабель для спуска затвора или режим автоспуска фотокамеры. По мере угасания света вам придется постепенно удлинять выдержку. Не забывайте просматривать результаты съемки на экране, в том числе гистограмму (см. ниже), и при необходимости установите большее время экспозиции для следующего снимка. Для получения на снимке силуэтов предметов переднего плана нужно, наоборот, уменьшить выдержку, однако не следует включать в кадр слишком много таких деталей, чтобы изображение не получилось перегруженным черным цветом.

• Пока солнце еще не сошло с небосклона, выберите режим с приоритетом диафрагмы (режим A на фотокамере) и автоматическое управление чувствительностью ISO, если вы снимаете с рук, а затем фотокамера будет обеспечивать сбалансированную экспозицию по мере угасания света. Во время заката освещенность меняется настолько быстро, что, если вы будете использовать ручной режим экспозиции (режим M), вам придется постоянно корректировать настройки фотокамеры для обеспечения правильной экспозиции, а это сокращает время, необходимое для оценки освещенности и компоновки кадра. Если нужно увеличить выдержку, можно воспользоваться фильтром нейтральной плотности или выбрать меньшую диафрагму, например f/11 или f/16. Выбор низкой чувствительности, например 64 или 100 единиц ISO, способствует повышению качества изображения, а также позволяет использовать более длинную выдержку.

Если вы продолжаете вести съемку в режиме с приоритетом диафрагмы в сумерки или «синий час», когда солнце уже зашло, возможно, вы захотите воспользоваться предусмотренной в фотокамере функцией коррекции экспозиции, чтобы добиться правильного экспонирования объекта. Также можно перейти в ручной режим экспозиции (режим M), чтобы полностью контролировать экспозицию, регулируя настройки выдержки и диафрагмы.

Чтобы добиться получения кристально резких изображений в условиях слабой освещенности, вы можете выбирать между автофокусировкой и ручной фокусировкой. В режиме автофокусировки использование центральной точки фокусировки позволит быстрее сфокусироваться в условиях низкой освещенности. Если вам все равно трудно фокусироваться, перейдите в режим ручной фокусировки на объективе и корпусе фотокамеры, активируйте функцию Live view, а затем воспользуйтесь сенсорным экраном или кнопкой со знаком «плюс», чтобы увеличить изображение на ЖК-мониторе, после чего поворачивайте кольцо ручной фокусировки на объективе, пока объект не окажется совершенно резким. Возможен и третий вариант: предварительно сфокусировать объектив на нужном объекте, пока еще светло, а затем заблокировать фокусировку.

• Если вы хотите включить в кадр источники света, например здания с подсветкой или уличные фонари, тщательно выполните замер экспозиции: при слабом освещении экспонометр может установить длительное время экспозиции, чтобы осветлить большую долю темных участков кадра, но это приведет к тому, что освещенные детали получатся переэкспонированными и пересвеченными. Во избежание этого используйте коррекцию экспозиции: чтобы большая часть кадра получилась темной, скорее всего, понадобится установить недоэкспонирование на пару ступеней. Небольшое недоэкспонирование при съемке на закате также позволяет повысить цветовую насыщенность.

• Для проверки правильности настроек просматривайте не только изображение на ЖК-мониторе, но и гистограмму. Гистограмма дает графическое представление диапазона тонов на снимке в результате, чтобы мгновенно проанализировать качество только что отснятого изображения. При съемке заката она позволяет сразу увидеть переэкспонирование кадра или пересвечивание светлых участков. Обращайте внимание на потерю детализации в светлых участках, которая проявляется в виде плотной концентрации неровных пиков в правой части гистограммы. Если в кадр попадает солнце, есть вероятность частичной потери детализации в светлых участках, но во многих случаях это не страшно, если большая часть кривой гистограммы сосредоточена в центре графика.

• Большинство вышеприведенных советов относятся также и к видеосъемке на закате. Если вы снимаете непосредственно заходящее солнце, следите за тем, чтобы блики на объективе не приводили к засветке деталей. Для борьбы с этим явлением можно выбирать меньшую диафрагму, чтобы пропускать меньше света и, следовательно, затемнить весь кадр. Также можно использовать поляризационный фильтр, отсекающий лишний свет, или рассеивающий фильтр. Возможен и другой подход: не включать в кадр само солнце, а сосредоточиться на пейзаже, освещенном его угасающими лучами (это относится и к фотосъемке). Чтобы иметь больше возможностей при редактировании, старайтесь отснять как можно больше кадров обоих типов сюжетов, пока еще не стемнело.

Шесть полезных советов

1. Всегда снимайте в формате RAW (NEF); это позволяет записать максимум информации об изображении, чтобы иметь возможность поэкспериментировать при последующей обработке.

2. Выбирайте настройку баланса белого «Дневной свет» или «Тень», чтобы вечернее небо на снимках выглядело темно-синим, а свет ламп накаливания — теплым желтовато-оранжевым. Однако, снимая в формате RAW (NEF), вы сможете исправить все проблемы с балансом белого на компьютере после съемки.

3. Общее практическое правило. Солнце на небе? Режим с приоритетом диафрагмы. Солнце уже село? Ручной режим экспозиции.

4. Съемка со вспышкой на закате может показаться простой задачей, но вы можете добиться получения более естественных изображений, поместив на вспышку фильтр под лампы накаливания или фильтр теплых тонов.

5. Используйте нейтральный градиентный фильтр (ND), совместив линию перехода с горизонтом, чтобы уменьшить резкий контраст между светлым закатным небом и более темным передним планом.

6. Если вы не принадлежите к числу полуночников, снимайте закаты осенью и зимой — из-за короткого светового дня время захода солнца в странах Европы может сдвигаться вплоть до 15:30 в зависимости от широты (чем ближе к северу, тем раньше садится солнце зимой).

Текст статьи и изображения предоставлены Нилом Фримэном (Neil Freeman).