• Nikon Imaging
  • |
  • Россия
  • |
  • Европа

Франческо Зизола

Фотожурналистика

В проекте «Если бы мы были тунцами» я хотел во всех подробностях рассказать о древнем рациональном способе ловли тунца. Я вложил в него метафору вечного конфликта человека и природы — отражение человеческого высокомерия.

Истории, о которых нельзя молчать

Если бы мы были тунцами

После участия в групповом проекте NOOR, посвященном повышению уровня воды в океане и изменению климата, Франческо Зизола (Francesco Zizola) решил выяснить, какой ущерб наносит подводным экосистемам промышленное рыболовство. Франческо хотел не только снять репортаж о проблеме, но и рассказать о более рациональных решениях. Проект As If We Were Tuna («Если бы мы были тунцами») повествует о древним способе рыбной ловли на Сардинии, называемом tonnara. Местные рыбаки создают сложные лабиринты из сетей. Рыба проходит по ним и оказывается в последней ловушке, добраться до которой могут только самые крупные особи. Несмотря на экологические преимущества такой ловли, за этим следует убийство рыбы — la mattanza, жестокое сражение человека, рыбы и стихии. Именно это Франческо положил в основу своего мультимедийного проекта, включающего фотографии и видео. В названии проекта использованы слова, которыми греческий трагик Эсхил описал поражение персов при Саламине.




Вопрос. Почему вам было важно рассказать эту историю?

Я принимал участие в групповом проекте об изменении климата, организованном NOOR при поддержке Nikon, и рассказывал о повышении уровня океана на Мальдивах. Там я осознал всю опасность, которая грозит морским флоре и фауне из-за чрезмерного отлова рыбы для мировой пищевой промышленности. И я стал разбираться в вопросе. Пять лет назад я решил глубже изучить ситуацию в Средиземном море и обратить внимание общественности на более рациональные способы добычи морских ресурсов. Я нашел несколько рыболовных общин, которые отошли от промышленного рыболовства, вредившего экосистеме, и борются за выживание. От них я узнал о щадящем способе ловли голубого тунца в Средиземном море. На Сардинии это называется tonnara.

Вопрос. Что вдохновило вас представить эту историю в виде мультимедийного проекта?

Сейчас я заканчиваю работу над фотоальбомом, посвященном воде и рациональному использованию морских ресурсов. Помимо этого, я решил снять короткометражный фильм. Это еще один способ рассказать о том, как можно ловить рыбу, не нанося ущерб окружающей среде. С самого начала проекта я хотел создать визуальную историю тесных взаимоотношений двух разных миров — подводного и надводного. Движущиеся изображения и звук помогают рассказать эту историю так, чтобы зритель мог представить себя на месте тунца. Этот короткий видеоролик должен пробудить в голове зрителя мысли об отношениях человека и природы.

Вопрос. Как вы планировали съемки и нашли рыбаков?

Я снимал ролик и делал снимки одновременно, как и планировал. Обычно рыбаки объединяются в сообщества, и tonnaroti — одно из самых сплоченных. Мне пришлось долго завоевывать их доверие, чтобы они позволили мне наблюдать за своей работой.

Вопрос. Где были сделаны снимки для этого проекта?

Проект «Если бы мы были тунцами» снимался на Сардинии, в бухтах Портоскузо и Порто-Палья на юго-западе острова. Тунец проходит рядом с островом лишь два месяца в году — в мае и июне.

Вопрос. Как вам удалось достичь настолько доверительных отношений с рыбаками, что они позволили подняться на лодку вместе с ними?

Это был долгий процесс знакомства. Я общался с ними и показывал свои снимки, поэтому они понимали мою цель. Затем я получил добро от рыболовной компании и от управляющего ловлей, которого называют rais. Для tonnaroti он вроде короля. С тех пор каждый год на протяжении пяти лет я возвращался на Сардинию, и меня стали принимать за члена команды.

Вопрос. С какими проблемами пришлось столкнуться во время съемки?

С каждым годом я замечал всё больше деталей ловли. Поэтому я решил рассмотреть каждую из них с разных сторон. Было увлекательно придумывать, как сделать уникальные снимки и охватить весь процесс. Конечно, последний шаг — mattanza, — когда убивали выбранных рыб, дался мне тяжелее всего. Тунцы не агрессивны к людям, но они метались и хлестали хвостами так, что могли разрубить вас на куски. Это было опасно. Чаще всего снимают именно эту часть tonnara, поэтому я хотел подойти как можно ближе, чтобы мои снимки были не похожи на остальные. Я участвовал в нескольких mattanza, и каждый раз получались совершенно разные снимки. Опаснее всего было находиться под сетями ловушки: 30 минут я в одиночестве наблюдал за адом, развернувшимся прямо над моим объективом. Я сделал фотографии полной тунца сети на глубине 40 м, а затем подплыл ближе. Рыбы были взволнованы, и я рисковал попасть под сокрушительные удары их хвостов. Снимки получились такими же мощными, как чувства, которые я испытывал в тот момент.

Вопрос. Вы хотели запечатлеть вечный конфликт между человеком и природой, но почему выбрали для этого именно tonnara?

В основе этого проекта метафора и парадокс отношений человека и природы. Tonnara не самый простой способ получить животный белок. Это противостояние сил природы — моря, волн, течений и мощи тунца — и человека, который пытается поймать рыбу, чтобы прокормиться. Это наиболее щадящий по отношению к природе способ ловли. Изобретенная около 3000 лет назад ловушка дает возможность выбирать самых больших тунцов и отпускать назад в море молодых рыб. В ловушке рыбы не погибают: они продолжают жить и размножаться. В них попадает лишь малая часть косяка, проходящая через залив, а после миграции тунца сети снимают. Способ ловли почти не отличается от того, что использовался в древние времена. Все зависит от силы рук рыбаков. Это честное противостояние с непредсказуемым результатом, так как рыба может избежать ловушки. Tonnara полна парадоксов. Она рациональна и честна, но на последнем этапе жестока и кровава. Это заставляет задуматься: так ли необходима рыба для выживания человека? Возможно, в следующий раз, увидев тунца на полке магазина, мы хорошо подумаем, стоит ли его покупать.

Вопрос. Менялось ли повествование в фильме в ходе съемок или монтажа?

Я работал над проектом так долго, что он менялся каждый раз, когда мне удавалось сделать сильный снимок. Но основная канва повествования оставалась прежней: путь тунца от свободы до последних минут жизни. В центре сюжета были не только рыбаки, но и сами рыбы — это было неизменно с самого начала.

Вопрос. Какие фотокамеры и объективы вы использовали в работе?

Я выбрал фотокамеры Nikon D800D810 и D850 и захватил подводные боксы. Для съемки под водой я обычно использовал объективы AF Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8D, AF Nikkor 20mm f/2.8D и AF Nikkor 28mm f/2.8D.

Вопрос. На что вы хотите вдохновить читателей этой историей?

Не закрывать глаза на важные проблемы окружающей среды, с которыми нам пришлось столкнуться.

Вопрос. Можете ли вы дать совет начинающим фотографам, которые хотят создать мультимедийный проект?

Откройтесь новым идеям и не останавливайтесь ни перед чем, чтобы сделать потрясающие снимки.



Другие амбассадоры Nikon