Джоэл, фотограф из Швеции, живо интересуется жизнью и культурой саамов, более 5000 лет проживающих на отдельных шведских территориях. Работая с Nikon и пользуясь своими навыками спортивного фотографа, Джоэл показывает повседневную жизнь саамов, разрушает стереотипы и демонстрирует переход от традиционного уклада жизни к современности.
Максида Марак
Максида Марак (Maxida Marak) — певица, выступающая в Стокгольме.
«Когда я росла, мне не хватало образцов для подражания, людей, которые бы участвовали в борьбе саамов за права коренных народов, поэтому я решила, что должна сама стать таким образцом», — говорит она.

Певица Максида Марак позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 18 марта 2017 года, Стокгольм, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/640 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 50

Максида Марак во время настройки звука перед вечерним выступлением в театре Södra Teatern, 9 декабря 2016 года, Стокгольм, Швеция. Максида гордится тем, что она саамка, и решительно выступает против дискриминации | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/160 с | f/2 | 35 мм | ISO 1600

Максида Марак в перерыве между выступлениями в театре Södra Teatern, 9 декабря 2016 года, Стокгольм, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/200 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 2500

Максида Марак смотрит сквозь саамское кольцо перед выходом на сцену во время выступления в театре Södra Teatern, 9 декабря 2016 года, Стокгольм, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G | 1/60 с | f/1,4 | 50 мм | ISO 6400

Максида Марак выступает в театре Södra Teatern, 9 декабря 2016 года, Стокгольм, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/200 с | f/1,8 | 35 мм | ISO 2500

Максида Марак аплодирует вместе с публикой снаружи театра Södra Teatern, 9 декабря 2016 года, Стокгольм, Швеция. Она выступала вместе с другими артистами, такими как дуэт Systraskap, Фрида Хьювонен (Frida Hyvönen), Марит Бергман (Marit Bergman) и Адам Тенста (Adam Tensta), когда в разгар концерта сработала пожарная сигнализация, вынудив публику и исполнителей покинуть здание. Тогда артисты начали импровизированное выступление вместе со своими поклонниками прямо на улице, несмотря на холодную погоду | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/80 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 5000
Ола Стиннербом
Ола Стиннербом (Ola Stinnerbom) — саамский артист и мастер по изготовлению барабанов.
«Я пытаюсь возродить саамский барабан и показать его актуальность в наше время. Идея состоит в том, чтобы побудить саамских детей и молодежь изготавливать собственные барабаны и играть на них, воздавая должное нашему культурному наследию», — говорит он.

Ола Стиннербом, саамский артист и мастер по изготовлению барабанов, позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 16 февраля 2017 года, Сунне, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/2000 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 100

Ола Стиннербом, артист и мастер по изготовлению барабанов, позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 16 февраля 2017 года, Сунне, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/2000 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 50

Ола Стиннербом играет на традиционном инструменте, 16 февраля 2017 года, Сунне, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/100 с | f/2 | 35 мм | ISO 1250
Мерете Кумунен
Мерете Кумунен (Merethe Kuhmunen) — студентка Саамского учебного центра по специальности «кожевенная и текстильная промышленность».
«Я помню, как впервые поняла, что мне нравятся девочки, — мне тогда было 10 лет. Там, откуда я родом, не принято говорить о проблемах ЛГБТ, поэтому мне потребовалось много времени, чтобы заговорить об этом. Когда я это сделала, у меня было такое чувство, что открылся целый мир. Даже сейчас я понимаю, что в отношении проблем ЛГБТ в Лапландии еще многое предстоит сделать. Но я не сдаюсь. Я считаю, что каждый должен быть самим собой», — заявляет она.

Студентка Мерете Кумунен позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/200 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 200

Мерете Кумунен и ее подруга Магдалена гуляют, взявшись за руки, 1 марта 2017 года, Уппсала, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/2500 с | f/2,5 | 35 мм | ISO 640

Мерете Кумунен стоит перед знаменитым плакатом, призывающим к борьбе с притеснениями, 1 марта 2017 года, Уппсала, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/160 с | f/2,0 | 35 мм | ISO 2500
Марика Ренхувуд
Танцовщица Марика Ренхувуд (Marika Renhuvud) родом из самой южной саамской деревни в Швеции — Идре. Ее детство прошло рядом с водопадом в Сторсетерне.
«Я переехала в Фалун, когда мне было десять лет, и тогда же начала танцевать. С тех пор я не прекращала заниматься танцами, а сейчас я живу в Стокгольме, где изучаю хореографию в Балетной академии.
Выбор профессии танцовщицы не был для меня очевидным. Я всю свою жизнь любила работать с оленями и с раннего детства сопровождала своего отца, ходившего в лес к оленям. Это то, что я по-настоящему люблю. Но я также поняла, что танец — это мое призвание, которое приносит мне наибольшую радость.
Я считаю, что через танец можно рассказать о нашей культуре. Он позволяет мне выразить себя — передать мою боль, мои мысли и чувства, а также то, что мне хотелось бы изменить в нашем обществе», — делится Марика.

Танцовщица Марика Ренхувуд позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 28 июня 2017 года, Сторсетерн, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/6400 с | f/1,8 | 35 мм | ISO 100

Марика Ренхувуд во время маркировки молодняка, 26 июня 2017 года, Грёвельсьон в окрестностях Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II | 1/2500 с | f/4 | 125 мм | ISO 320

Марика Ренхувуд ставит свое личное клеймо на ухо олененка во время маркировки молодняка, 26 июня 2017 года, Грёвельсьон в окрестностях Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR | 1/1250 с | f/3,2 | 62 мм | ISO 800

Оленей сгоняют в большой загон, 23 октября 2016 года, Идре, Швеция. Самое известное занятие саамов, дающее им средства к существованию, — полукочевое оленеводство. В настоящее время около 10 % саамов занимаются оленеводством, которое обеспечивает их мясом и мехом | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II | 1/6 с | f/10 | 140 мм | ISO 100

Марика Ренхувуд помогает на скотобойне, 24 октября 2016 года, Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/640 с | f/2,8 | 35 мм | ISO 2000
Матти Берг
Матти Берг (Matti Berg) — староста саамской деревни Гирьяс. Решением окружного суда Галливаре, принятым в феврале 2016 года, деревне Гирьяс предоставлены исключительные права контроля ловли рыбы и охоты в этом районе — тем самым восстановлены полномочия, отнятые у саамов парламентом Швеции в 1993 году.
«Эти земли очень много значат для меня; они — часть меня, часть моего народа и часть всей моей идентичности. Они для меня всё», — говорит он.

Матти Берг, староста саамской деревни Гирьяс, позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти» — на фоне гор, в которых он вырос. Снимок сделан 21 февраля 2017 года в окрестностях Кируны, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1250 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 50

Одинокий автомобиль на дороге к дому Матти Берга, 20 февраля 2017 года, окрестности Кируны, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/100 с | f/2,5 | 35 мм | ISO 800

Матти Берг у себя дома, 20 февраля 2017 года, окрестности Кируны, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/40 с | f/1,8 | 35 мм | ISO 800

Матти Берг со своей собакой на снегоходе, 21 февраля 2017 года, окрестности Кируны, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1250 с | f/2,0 | 35 мм | ISO 200
Катарина Килатис
Катарина Килатис (Katarina Kielatis) — студентка Саамского учебного центра по специальности «кожевенная и текстильная промышленность».
«Мне не нравится слово «лопарь», потому что это унизительное, дискриминационное слово, которое шведское правительство использует применительно к нам. Я предпочитаю слово «саам», потому что саамы всегда пользовались именно этим словом», — говорит она.

Студентка Катарина Килатис позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/160 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 100

Катарина Килатис нарезает материал в Саамском учебном центре, 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G | 1/1250 с | f/1,4 | 50 мм | ISO 800

Катарина Килатис в Саамском учебном центре, 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1600 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 800

Катарина Килатис на занятии в Саамском учебном центре, 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G | 1/400 с | f/1,4 | 50 мм | ISO 800

Студентка Катарина Килатис надевает традиционный костюм — «гакти», 22 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция. Каждый саамский костюм индивидуален. На нем присутствуют отличительные признаки, которые указывают на то, из какой части Лапландии родом его владелец | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/160 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 800
Бо Сунна
С 1980-х годов Бо Сунна (Bo Sunna) и члены его семьи ведут борьбу с органами государственной власти, чтобы вернуть себе право заниматься оленеводством и восстановить свою национальную самобытность и права саамов как коренного населения.
Сейчас его семья и их олени пребывают за пределами правовой системы, без защиты, которой пользуются другие саамы. Дети и внуки Бо Сунны не имеют права владеть оленями, хотя они саамы и члены семьи, история которой неразрывно связана с оленеводством.

Бо Сунна позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1000 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 50

Один из оленей Бо Сунны, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR | 1/2000 с | f/2,8 | 30 мм | ISO 100

Бритт-Ингер (Britt-Inger) и Бо Сунна в своем доме, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/250 с | f/2 | 35 мм | ISO 400

Бо Сунна раскладывает сено, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция. Обычно олени питаются лишайниками, но в зимние месяцы животные семьи Сунна не могут сами добыть достаточное количество пищи | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/8000 с | f/1,8 | 35 мм | ISO 100

Бо Сунна и его жена Бритт-Ингер сидят у костра с сыном Нильсом-Эриком (Nils-Erik) и одним из внуков, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1600 с | f/2 | 35 мм | ISO 50

Бо Сунна вместе с одним из внуков идет по покрытой льдом реке, разделяющей Швецию и Финляндию, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/6400 с | f/2 | 35 мм | ISO 50

Бо Сунна идет вдоль 30-километрового забора, установленного в 1983–1985 годах прямо через долину Мунио (Mounio), где проживала семья Сунна, 28 марта 2017 года, Киксиайсваара, Швеция. Этот забор означал, что их собственные олени больше не могли попасть на родину, куда они возвращались каждой весной | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1000 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 100
Андерс Сунна
Андерс Сунна (Anders Sunna), художник
«Многие из моих произведений основаны на событиях, пережитых моей семьей, таких как принудительное перемещение в 1986 году», — говорит он.

Художник Андерс Сунна позирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 24 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/1600 с | f/1,4 | 35 мм | ISO 50

Газетные вырезки и фотографии в мастерской Андерса Сунны, 24 февраля 2017 года, Йокмокк, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/250 с | f/2 | 35 мм | ISO 400
Маттиас Йонсон
«Я получил фантастическое воспитание благодаря саамской культуре и образу жизни. Я хочу дать такое же воспитание своим детям и передать им как можно больше своих знаний», — утверждает Маттиас.

Маттиас Йонсон озирует для портрета в традиционном костюме — «гакти», 28 июня 2017 года, Грёвельсьон в окрестностях Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/8000 с | f/1,8 | 35 мм | ISO 50

Лассо бросают, чтобы поймать оленя во время маркировки молодняка, 26 июня 2017 года, Грёвельсьон в окрестностях Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II | 1/3200 с | f/4 | 180 мм | ISO 200

Маттиас Йонсон со своей семьей, включая супругу Туву Лундсберг, дочерей Эйру и Лин, а также отца Бенни, в палатке во время маркировки молодняка 26 июня 2017 года, Грёвельсьон в окрестностях Идре, Швеция | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/100 с | f/1,6 | 35 мм | ISO 3200

Бенни Йонсон и его сын Маттиас Йонсон пытаются удержать одного из своих оленей в загоне, 23 октября 2016 года, Идре, Швеция. На этом этапе выпаса каждая семья принимает решение, какие животные отправятся в низины на зимовку, а какие — на бойню | Nikon D5 + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G | 1/500 с | f/1,6 | 35 мм | ISO 4000