• Nikon Imaging
  • |
  • Россия
  • |
  • Европа

Посетив шесть крупных городов, в частности Джакарту, Токио и Сан-Паулу, Кадир снял фоторепортаж о том, как в различных странах организована утилизация отходов. Проблемы экологии уже много лет не оставляют Кадира равнодушным. Компания Nikon поддерживает его постоянные усилия, направленные на изучение этого важного вопроса.

В. Что побудило вас посвятить свой специальный проект Nikon проблеме утилизации отходов?

Во время работы над предыдущим проектом, который был посвящен последствиям изменений климата, в частности повышению уровня Мирового океана, я был крайне удручен тем, сколько мусора я увидел на небольших островах и пляжах. Мне захотелось каким-то образом это изменить. 

Подавляющее большинство жителей нашей планеты знает о мусоре только то, что его нужно сложить в пакет и выбросить в контейнер на улице. При этом мы никогда не задумываемся о том, что после этого происходит с отходами и сколько усилий надо затратить для их утилизации. Мне стало интересно проследить дальнейшую судьбу мусора и выяснить, как организована его ликвидация: хорошо, неудовлетворительно или не организована вообще.

В. Почему вы считаете, что проблеме отходов в мире уделяется недостаточно внимания?

Мы не склонны задумываться над дальнейшей судьбой отходов, от которых избавляемся. Почти все, что мы выбрасываем, можно было бы переработать или повторно использовать. При этом общий объем мусора, производимого населением, особенно в странах Запада, просто поражает.

В некоторых городах, где я побывал, уже не осталось места для захоронения отходов. Например, в Нью-Йорке свалки уже переполнены, и мусор приходится вывозить в другие регионы. Это же относится и к Джакарте, где в прямом смысле слова больше нет места для вывоза мусора, но его все равно пытаются сбрасывать на самый большой в мире полигон для захоронения отходов. В то же время в Токио, крупнейшем городе мира, перерабатывают практически все, что выбрасывают, и это достойный пример для подражания.

В. Почему вы выбрали именно эти страны?

Важной задачей в рамках этого проекта было освещение проблемы утилизации отходов в мировом масштабе. Поэтому выбор пал на Джакарту и Токио в Азии, Сан-Паулу и Нью-Йорк в Америке, Лагос в Африке и Амстердам в Европе.

Было интересно и поучительно посмотреть, чем отличается подход к этому вопросу в разных странах и уголках мира. Кроме того, так можно получить целостную картину. К примеру, Нью-Йорк производит больше отходов, чем какой-либо другой город в мире — в два раза больше, чем Мехико, занимающий второе место в этом удручающем рейтинге. При этом город не проявляет особой озабоченности по поводу нерационального потребления, и в результате отходы приходится вывозить на утилизацию в другие регионы. В то же время Япония эффективным образом наладила повторное использование имеющихся ресурсов, которые у нее весьма ограниченны, и японский подход к обращению с отходами может служить примером для других стран.

Столь контрастный взгляд был обусловлен тем, что мне хотелось в равной степени поставить проблему и продемонстрировать ее решение, а также предложить людям задуматься о том, как нужно обращаться с мусором.

В. С какими основными проблемами вы столкнулись во время работы?

Во-первых, доступ: мне часто приходилось взаимодействовать с представителями различных компаний, чтобы они дали мне возможность посмотреть на мусор и его утилизацию. Это нередко вызывало затруднения, особенно если в той или иной организации работа с отходами была организована не лучшим образом. Немалые трудности возникли у меня в Нью-Йорке, потому что утилизацией отходов там занимаются частные компании, и для получения доступа в нужные места приходилось иметь дело с целым рядом различных организаций. К счастью, в каждом городе у меня находился хороший посредник или помощник из числа местных жителей, который помогал мне в решении этих вопросов.

Другой проблемой оказался подбор визуального ряда. Мусор есть мусор, и он повсюду выглядит примерно одинаково. Мне нужно было придумать, как донести до зрителя идею своего проекта и вместе с тем создать интересные и разнообразные изображения. Я уверен, что мне удалось достичь этой цели, показав различия в характере всех этих городов и их обитателей.

В. Как вы готовитесь к подобным проектам?

С самого начала работы над проектом я стараюсь сформулировать свою цель: что я хочу рассказать, какие идеи мне нужно выразить и как это осуществить. Кроме того, в рамках этого проекта мне следовало тщательно выбрать города, в которых мне нужно было побывать, и решить, как я буду по ним передвигаться. Прежде чем я смог приступить к съемке, мне пришлось потратить минимум шесть месяцев на подготовительную работу, в том числе обзавестись в каждом городе помощником из числа местных жителей, который помог бы мне с организацией безопасного и уверенного передвижения.

В. Какие факторы повлияли на ваш выбор оборудования?

Надежность. Техника Nikon ни разу меня не подводила. Мне предстояло работать в довольно сложных условиях, особенно в регионах с высоким уровнем влажности, таких как Джакарта. Фотокамеры и объективы должны были стойко выдержать подобные испытания.

Также немаловажным был вопрос скрытности. Я ношу с собой немного оборудования — обычно это два корпуса фотокамер и три объектива. Это помогало мне не привлекать к себе много внимания. Например, я не хотел бродить вокруг мусорной свалки в Лагосе, когда на мне висит большое количество явно профессионального оборудования.

Я отдаю предпочтение фотокамере D810: у нее фантастические возможности видеосъемки, а матрица с разрешением 36 мегапикселей обеспечивает непревзойденное качество изображений. Также мне пригодилась легкая и портативная фотокамера Df. Что касается объективов, то я использовал AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED, AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G и AF Nikkor 50mm f/1.8D.

В. Какой момент вашего путешествия был самым запоминающимся или впечатляющим?

Больше всего мне понравилось в Лагосе. Помимо того, что я люблю этот город, меня приятно удивила неплохая организация местного полигона для захоронения отходов. Если бы не местное население, сортирующее на свалке изделия из различных материалов, этот мрачноватый город уже давно был бы погребен под горами мусора.

Думаю, многие слышали о трудностях с утилизацией мусора в различных странах мира, но грамотный подбор визуального ряда позволяет острее ощутить реальный масштаб проблемы.

В. Что бы вы посоветовали фотографам?

Мой главный совет — сохраняйте в себе любопытство. Если вы утратите это качество, вам трудно будет создавать оригинальные и интересные работы.

Также очень важно любить путешествовать. И наконец, вы должны понимать, в каких случаях вам может понадобиться поддержка. Мне посчастливилось побывать в интереснейших городах мира, но я не смог бы сделать свою работу без помощников из числа местных жителей. По-моему, это не менее важно, чем наличие подходящего оборудования.

В. Что значит для вас быть амбассадором Nikon и работать над проектом, подобным этому?

Возможность делиться своими знаниями и любовью к фотографии с подрастающим поколением — большая честь для меня, особенно если в этом мне помогает и оказывает поддержку компания Nikon. Ее оборудование сопровождало меня на всех этапах моей профессиональной деятельности.

Что касается этого проекта, то я надеюсь, что люди будут более обдуманно относиться к мусору и его утилизации, если заставить их пристальнее взглянуть на эту проблему. Нам нужно осознать далеко идущие последствия наших действий для будущего Земли.